Сферу управления МКД решено полностью перестроить

Сферу ЖКХ в целом и управления многоквартирными домами в частности в ближайшее время ждет глобальная трансформация. Об этом в ходе прошедшего в конце апреля в Санкт-Петербурге Форума «ЖКХ России» заявили руководители основных профильных органов власти: комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ и Минстроя России.

Что конкретно предлагают законодатели, пока не раскрывается, но, по словам руководителя думского комитета Сергея Пахомова, «сейчас профильный комитет совместно с Минстроем разрабатывает дорожную карту по трансформации отрасли в целом. Управление многоквартирными домами в нем занимает отдельный большой блок».

По словам Пахомова, главные цели ожидаемых нововведений: «поддержание адекватного технического состояния МКД; максимальное продление жизненного цикла домов; улучшение качества жизни людей в МКД». Добиться этого предлагается не за счет «точечных поправок», а за счет внедрения «комплексных решений», такого же подхода, который уже внедрен в сфере строительства.

Не вдаваясь в детали, Пахомов отметил, что однозначно будет увеличиваться роль государственного регулирования. По словам Пахомова, «ревизии подвергнется архитектура взаимоотношений внутри системы ЖКХ и в управлении жилищным фондом». Похоже, сами законодатели пока не до конца определились, то ли нужно будет ужесточить лицензионные требования и переписать механизм реализации контроля за их исполнением, то ли ввести обязательное саморегулирование рынка, но с участием государства в формировании правил деятельности и нахождением в руководящих органах СРО представителей региональной власти.

Пока обсуждаются обе модели: изменение и ужесточение лицензионных требований и введение необходимости участия управляющих организаций в профильном СРО.

Не ушла из повестки и тема с созданием гарантирующих управляющих организаций.

Также в качестве новшества предлагается выделение платы за текущий ремонт из структуры платы за жилое помещение. Такой законопроект уже внесен на рассмотрение депутатами Госдумы и с большой долей вероятности будет принят. По мнению Пахомова, это позволит осуществлять более рациональное планирование работ по текущему ремонту и формировать более прозрачный отчет для собственников, на что идет плата за жилье.

По словам Пахомова, перечень полномочий органов государственного жилищного надзора будет пересмотрен и сокращен: у ГЖИ останутся только отраслевые контрольные функции, и они перестанут вести реестры лицензий, проверять уставы ТСЖ и так далее. По словам Пахомова, «ГЖИ будет вести контроль за техническим состоянием общего имущества МКД и контролировать исполнение обязательств всеми участниками правоотношений: как управляющими организациями, так и собственниками.

Замминистра строительства и ЖКХ, отвечающий за жилищно-коммунальный блок, Алексей Ересько озвучил идею, которая также обсуждается в Минстрое – необходимость сокращения количества управляющих компаний в связи с избыточностью данных организаций в некоторых регионах. По мнению Ересько, можно было бы вывести с рынка часть мелких компаний, в том числе за счет введения механизма СРО.

Также Ересько предложил в качестве одного из показателей работы управляющей компании оценивать количество домов, которые перешли из состояния ветхих в аварийное состояние. Что конкретно имеет в виду замминистра ЖКХ не вполне понятно, поскольку такого критерия, как «ветхое жилье» в действующем законодательстве не закреплено. Данный показатель еще предстоит в ближайшее время Минстрою «оцифровать».

Еще одна обсуждаемая новация – дифференцированный подход к эксплуатации многоквартирных домов. Уровень обслуживания дома, а соответственно и размер платы, предлагается определять в соответствии с уровнем оснащения МКД, по аналогии с классами при строительстве домов: бизнес, комфорт, эконом.

Похоже, грядущие изменения также затронут и установление необходимых требований к квалификации сотрудников и технической оснащенности управляющих организаций, в том числе наличие в штате профильных специалистов и специализированной техники.

Столь масштабные изменения, конечно же, не будут приняты в одночасье, пока горизонт озвучиваемого планирования законодателей простирается вплоть до 2030 года. Но процесс перестройки отрасли, очевидно, уже начат и уже в ближайшее время стоит ожидать от органов власти радикальных новаций.

Материал подготовлен в рамках проекта “Собственник жилья 2.0”.
Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

Комментарии

  • Владислав
    REPLY

    каждый год все меняется, когда будет лучше становится?

    30.04.2024

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.