Customize Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorized as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customized advertisements based on the pages you visited previously and to analyze the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Что нужно знать собственникам о капитальном ремонте многоквартирного дома?

Обычно жители многоквартирного дома не задумываются о его ремонте: им важно, чтобы в их собственной квартире было не холодно зимой и не жарко летом, из крана текла вода комфортной температуры, а в подъезде было чисто, светло и тепло. Другое дело, когда с потолка начинает течь вода после дождя, на стенах появляются трещины и перестаёт ходить лифт. Это свидетельства того, что в доме своевременно не сделан капитальный ремонт общего имущества.

В чём отличие текущего ремонта от капитального?

Федеральное законодательство не даёт чёткого определения, где проходит граница между текущим и капитальным ремонтом. Если опираться на ГОСТы, то текущим считается ремонт, восстанавливающий отдельные части дома до нормативного состояния. При этом:

  • работы не касаются ремонта или замены несущих конструкций дома
  • объём работ не превышает 30% от ремонтируемого имущества
  • работы проводятся в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома

Остальные работы выполняются в рамках капитального ремонта. К нему относят восстановление работоспособности инженерных систем и несущей способности частей здания, если это выходит за рамки текущего ремонта.

 

Когда делают капремонт?

В каждом регионе есть своя программа капитального ремонта, которую утверждают региональные власти на основании предложений регионального оператора — регионального фонда капитального ремонта (ФКР). График выстраивается с учётом:

  • полученных при обследовании многоквартирных домов данных
  • срока эксплуатации дома
  • имеющихся в распоряжении ФКР денег

 

По графику

Каждая система и оборудование имеют свой срок эксплуатации — например, лифт нужно менять не реже раза в 25 лет. ФКР ориентируется на эти данные и на жалобы жителей. График ремонта фонд размещает на своём сайте минимум за полгода до года старта работ: если в 2025 году должен начаться капремонт какой-то системы или оборудования, то информация об этом должна появиться до конца июня 2024 года.

Собственники могут ознакомиться с графиком и либо согласиться с ним, либо нет. Для этого нужно созвать общее собрание, обсудить план ремонта, составить протокол и отправить его в течение трёх месяцев в ФКР. Несогласие с графиком нужно обосновать: если в плане стоит замена труб в подвале, а в доме прохудилась крыша, необходимо провести экспертизу. Её результаты должны подтвердить наличие проблем на кровле и то, что с ремонтом труб можно подождать — это заключение направляют в фонд капремонта.

По желанию

Капремонт можно сделать, не дожидаясь плановых сроков, если собственники хранят средства на спецсчёте. В этом случае сами жители решают, что и когда чинить. Единственная оговорка: нельзя отказаться или отодвинуть на потом работы, указанные в региональной программе. Но можно что-то сделать раньше или сделать что-то, чего в программе нет.

Важно:

Чем старше и проблемнее дом, тем больше вероятность, что региональный оператор включит его в программу капремонта. А жители нового дома, которые перечисляют средства в ФКР, могут ждать своей очереди десятилетиями. Но если у собственников есть спецсчёт, они могут сразу чинить то, что считают нужным. Главное, чтобы на эти работы хватало средств.

Кто оплачивает капремонт?

Ремонт всегда оплачивают жители: они могут переводить взносы в ФКР, а могут на спецсчёт. Но в любом случае это обязательный платёж. Его размер зависит от:

  • установленного в регионе минимального размера взноса на капремонт
  • возможностей собственников — они могут принять на общем собрании решение платить больше установленного регионального минимума
  • площади квартиры — чем она больше, тем больше платёж

 

Есть и дополнительные факторы, которые в некоторых регионах влияют на размер минимального взноса:

  • этажность
  • материал постройки
  • наличие лифта и газа

Кто отвечает за капитальный ремонт?

Региональный оператор

Если взносы на капремонт жители перечисляют в ФКР и делают ремонт по графику регионального оператора, то за качество работ, выбор подрядчика, соблюдение сроков и другие аспекты отвечает сам фонд.

Собственники

Если собственники перечисляют взносы на спецсчёт, то они самостоятельно ищут подрядчиков и контролируют качество капремонта. Можно привлечь помощников, например, попросить управляющую компанию выбрать ремонтную бригаду и принять работу.

Как перейти на спецсчёт капремонта?

  1. Посмотрите, какие работы по капитальному ремонту запланированы в вашем доме и на какие даты. Возможно, уже через полгода вам и так всё отремонтируют.
  2. Посмотрите, нет ли у дома долгов за ремонт. Уточнить это можно в ФКР. Если долги есть, то сначала нужно погасить их за счёт взносов собственников.
  3. Проведите общее собрание собственников. Более 50% жителей должны быть за переход. Также на собрании нужно выбрать:
  • банк, в котором будет открыт спецсчёт — ознакомьтесь с условиями, например, начисляются ли проценты на остаток и какова их величина
  • сумму, которую собственники будут платить ежемесячно — минимальную или больше
  • владельца спецсчёта — это может быть региональный оператор, управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др.
  • перечень ремонтных работ и сроки их проведения

Положительное решение по данным вопросам должно быть оформлено протоколом общего собрания собственников дома.

  1. Откройте спецсчёт в выбранном банке.
  2. Передайте протокол общего собрания в ФКР, чтобы деньги перевели на счёт.
  3. Передайте справку об открытии счёта из банка в орган государственного жилищного надзора — так вы сообщите, что теперь деньги на ремонтные работы хранятся на специальном счёте. Сделать это нужно в течение 5 дней, к справке нужно приложить протокол собрания.
  4. Дождитесь, пока истечет срок, установленный на территории вашего субъекта (от 2 месяцев до 1 года) для смены способа формирования фонда капремонта дома, и пяти дней, в течение которых региональный оператор должен перевести деньги из котла на открытый счет.
  5. Начните пользоваться счётом: сообщите собственникам о решении общего собрания и включите в квитанцию новые реквизиты для начисления взносов.

Частые вопросы

Какие дома не входят в региональную программу капремонта?

  • Признанные аварийными и подлежащими сносу
  • Частные и блокированной застройки, то есть не признанные многоквартирными
  • Изъятые для нужд государства
  • На территории, подпадающей под комплексное развитие территории
  • На территории закрывающихся населённых пунктов

Можно ли потратить средства со спецсчёта капремонта на другие цели?

Нет. Список целей, на которые разрешено тратить средства капремонта, строго ограничен федеральным и региональным законодательством. Владелец счёта перед проведением ремонтных работ должен:

  • провести общее собрание жильцов
  • определить предстоящие траты
  • запротоколировать эту информацию
  • подать информацию в банк

Банки строго следят, чтобы выбранный вид ремонта совпадал с разрешёнными на территории данного субъекта.

 

***

Материал подготовлен в рамках проекта «Собственник жилья два ноль», который реализуется при поддержке грантов мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

Другую полезную информацию, касающуюся сферы ЖКХ, смотрите на одноименных ресурсах Проекта в ТелеграмВКонтакте, в Яндекс.Дзен.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.