О полном отказе от печатных платежек в пользу электронных говорить пока рано

Не так давно в новостную повестку неожиданно ворвалась новость про полную замену бумажных квитанций электронными платежными документами. Не особо вдаваясь в детали, журналисты, далекие от темы ЖКХ, начали предлагать один заголовок лучше другого: «Мусор из избы: отказаться от бумажных платежек за ЖКУ смогут все россияне»; «В России могут исчезнуть бумажные квитанции за ЖКУ»; «Нас хотят обмануть? За «коммуналку» введут электронные платежки» … и это далеко не самые абсурдные заголовки, появившиеся в сетевых изданиях.

Шумиха поднялась из-за законопроекта,

внесенного на рассмотрение депутатов Госдумы РФ законодателями Краснодарского края. Документ предполагает внесение изменений в статьи 171 и 182 Жилищного кодекса Российской Федерации. Речь в нем идет лишь о возможности собственников помещений отказаться от бумажных квитанций за капитальный ремонт в пользу электронных:

Платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт представляются региональным оператором в печатной форме по адресу нахождения жилого помещения в многоквартирном доме или при наличии согласия собственника помещения в многоквартирном доме в электронной форме по адресу его электронной почты.

Для того, чтобы согласовать такую возможность, собственник должен будет направить заявление в адрес регионального фонда капремонта (ФКР). Форму такого заявления должен будет утвердить профильный орган региональной власти, являющийся его учредителем.

Обосновывая необходимость законодательно закрепить возможность отказа от бумажных квитанций, кубанские парламентарии указывают на большие расходы, которые несет региональный бюджет, вынужденный заключать дорогостоящие договоры с Почтой России и иными сторонними агентами.

Согласно смете административно-хозяйственных расходов регионального оператора Краснодарского края в 2021 году оплата агентских услуг [в рамках контрактов на оказание услуг по предпечатной подготовке, формированию данных печати, распечатке, мейлированию и доставке населению платежных документов (счетов-извещений) для уплаты взносов на капитальный ремонт] составила 31,3 млн. рублей, в 2022 году — 47,7 млн. рублей, в 2023 году — 75 млн. рублей. На 2024 год на указанные цели предусмотрено уже 100 млн. рублей.

В 2022 году на оплату агентских услуг в Ставропольском крае было израсходовано 31 млн. рублей, в Волгоградской области — 40 млн. рублей, в Ростовской области — 80,8 млн. рублей.

По мнению авторов инициативы,

…внедрение альтернативного способа доставки платежных документов позволит значительно снизить финансовую нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации и увеличит процент доставки платежных документов собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, что в свою очередь повысит объем поступающих платежей собственников помещений в счет уплаты взносов на капитальный ремонт…

Внесение предлагаемых изменений будет способствовать и сохранению лесных насаждений. Например, в Краснодарском крае 1 млн. 100 тысяч абонентов, которым направляются платежные документы по капитальному ремонту. Если половина из них перейдет на электронную доставку платежного документа, то в год будет сохранено более 130 деревьев.

Ни о каких других видах электронных платежных документов, а тем более о полном переходе на электронные платежки и полной замене ими бумажных документов в законопроекте речи не идет.

К слову сказать, еще в 2022 году Правительством Российской Федерации был разработан проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги», в котором предлагалось уточнить порядок расчетов за коммунальные услуги, в том числе было предложено дополнить пункт 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных ПП РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», далее – «Правила предоставления коммунальных услуг») абзацами следующего содержания:

«Платежные документы на оплату коммунальных услуг и уведомления, предусмотренные настоящими Правилами, доставляются потребителю по почтовому адресу жилого помещения потребителя, в отношении которого осуществляется предоставление коммунальных услуг, за исключением случаев, когда потребителем в своем личном кабинете на официальном сайте исполнителя коммунальных услуг либо на основании заявления потребителя не выбран способ доставки платежного документов и уведомлений посредством электронной почте и (или) через личный кабинет потребителя на официальном сайте исполнителя коммунальных услуг, через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ.

Платежные документы на оплату коммунальных услуг и уведомления, направленные по электронной почте и (или) через личный кабинет потребителя на официальном сайте исполнителя коммунальных услуг в сети Интернет, считаются надлежащим образом доставленными на следующий календарный день после:

отправления исполнителем коммунальных услуг на адрес электронной почты, предоставленный потребителем;»

Однако, документ не получил дальнейшего развития: застопорился на этапе сбора отзывов на проект и утвержден не был.

Вместе с тем, в том же 2022 году Минстрой России уже давал разъяснения, что потребитель вправе отказаться от бумажных квитанций в пользу электронных, передаваемых исполнителем коммунальных услуг по электронной почте, в личном кабинете на своем сайте или сайте расчетного центра.

Для этого потребитель должен обратиться с соответствующим заявлением в адрес исполнителя коммунальных услуг или такое решение должно быть закреплено в договоре управления многоквартирным домом, принятом на общем собрании собственников.

При этом исполнитель жилищной или коммунальной услуги не вправе самовольно отказаться от выставления печатных платежных документов несмотря на то, что действующее законодательство не регламентирует обязательного способа доставки счетов потребителям. Исполнители услуг направляют их на бумаге по умолчанию, что подтверждается многочисленной судебной практикой.

Возвращаясь к Правилам предоставления коммунальных услуг, стоит отметить, что в них оговаривается, что Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать, в том числе, и адрес и способ доставки потребителю платежного документа для оплаты коммунальных услуг (пункт «м» Правил). Там же приводится типовой текст договора на предоставления коммунальных услуг, который предусматривает возможность выставления квитанций в электронном виде:

Доставка платежных документов на оплату коммунальных услуг и уведомлений, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, для которых не предусмотрен порядок направления, осуществляется следующим способом (нужное заполнить):

по почтовому адресу ______________________________________________;

по адресу электронной почты ____________ (без направления копии на бумажном носителе);

через личный кабинет потребителя на официальном сайте ресурсоснабжающей организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть Интернет);

иной способ, согласованный сторонами______________________.

Если способ доставки не указан сторонами в настоящем договоре, то доставка осуществляется по почтовому адресу жилого помещения потребителя, в отношении которого заключается настоящий договор.

Платежные документы на оплату коммунальных услуг и уведомления, направленные по электронной почте и (или) через личный кабинет потребителя на официальном сайте ресурсоснабжающей организации в сети Интернет, считаются надлежащим образом доставленными на следующий календарный день после:

отправления ресурсоснабжающей организацией на адрес электронной почты, предоставленный потребителем;

размещения ресурсоснабжающей организацией в личном кабинете потребителя на официальном сайте ресурсоснабжающей организации в сети Интернет.

Резюмируя, можно сделать вывод, что существует устойчивая тенденция по развитию электронных способов доставки квитанций за ЖКУ, однако до полного отказа от печатных платежек еще очень далеко. Даже те ведомства, которые неоднократно заявляли о необходимости перехода на электронный формат (среди них – Минцифры и Минстрой России), не спешат утверждать нормы, дающие право исполнителям ЖКУ по умолчанию использовать электронные платежки взамен бумажных.

Пока такой формат играет на руку потребителям услуг, которые сами могут выбирать, где им удобнее получать счета: по электронной почте, в личном кабинете, на сайте расчетного центра или по старинке, в своем почтовом ящике.

Материал подготовлен в рамках проекта “Собственник жилья 2.0”.
Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

Комментарии

  • Аноним
    REPLY

    Не выставляют квитанции по 3 года, потом рисуют долг, как заставить присылать в срок

    23.04.2024
  • Михаил Иванович
    REPLY

    А зачем это нужно, как ротом ходить в суд?

    23.04.2024
  • Аноним
    REPLY

    Вообще вопрос не в электронном документе, а о возможности пользоваться некоторыми сервисами только с Российских ip, как например заплатить за газ илим передать счетчики из отпуска

    23.04.2024
  • Владислав
    REPLY

    А там где нет устойчивого интернета, как быть?

    23.04.2024

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.