Основные претензии граждан к управлению МКД связаны с содержанием и эксплуатацией жилого фонда
Об этом на Всероссийской конференции «Контрольно-надзорная деятельность» сообщил исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов. Он озвучил итоги двух проведённых исследований — рейтинга основных проблем ЖКХ за 1 квартал 2022 года и общественного мониторинга, посвящённого ситуации с привлечением организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, к административной ответственности.
НП «ЖКХ Контроль» готовит рейтинг проблем ЖКХ ежеквартально. Он формируется на основе обращений и претензий граждан. В целом основная повестка практически не меняется.
Однако если рассматривать более широкий горизонт, то замечен ряд изменений — на первое место вышли проблемы, связанные с содержанием жилья, сместив на второй план начисление платы за ЖКУ. Также граждан стало меньше волновать качество коммунальных услуг.
Сергей Сохранов подвёл итоги ещё одного исследования НП «ЖКХ Контроль» — общественного мониторинга привлечения организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, к административной ответственности, предусмотренной КОАП.
Данный мониторинг охватил все 85 субъектов России. Эксперты использовали данные ГИС ЖКХ за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2021 года. Всего за три года составлено 97,7 тысяч административных производств.
В ходе мониторинга оценивались количественные показатели по привлекаемым организациям по 11 составам административных правонарушений. За три года статьи, по которым чаще всего УК привлекали к административной ответственности практически не изменились. Первую строчку каждый год занимала статья КоАП РФ 14.1.3 ч.2. Это осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований.
Нарушения по статье КоАП РФ 19.5 ч.24 — ненадлежащее выполнение законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в течение 2019 и 2020 годов занимала вторую строчку рейтинга и в 2021 оказалась на третьей.
Также в 2020-2021 годах добавились новые виды нарушений — статья 9.16 часть 4 КоАП РФ (Несоблюдение требований энергетической эффективности, требований оснащенности домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению), статья 9.23 ч.2 КоАП РФ (Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования) и статья 9.23 ч.3 КоАП РФ (Отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования).
Эксперты НП «ЖКХ Контроль» отметили, что за отчетный период существенно снизилось количество административных дел по статье 19.5 ч.24 КоАП РФ. Это ненадлежащее выполнение законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль об устранении нарушений лицензионных требований. Если в 2019 году было зафиксировано 8,1 тысяч административных дел, то к 2021 году их количество снизилось до 2,7 тысяч.
Наказание за такое правонарушение — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей.
Как отметил исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов, отрицательная динамика связана со снижением количества предписаний.
— До конца 2022 года в рамках антикризисных мер Правительства введён мораторий на плановые проверки Госжилинспекцией. Соответственно ГЖИ реагируют только на обращения потребителей. При этом, как показывает практика, в ряде субъектов вместо предписаний об устранении нарушений органы ГЖИ выдают предупреждения. Например, к нам поступали сообщения из нескольких регионов о том, что Госжилинспекции ограничивались предупреждениями при текущих в домах крышах. А это достаточно серьёзное нарушение, которое требует должной реакции, — пояснил Сергей Сохранов.
Он добавил, что несмотря на то, что текст у предписания и предупреждения одинаковый, ответственность, которая наступает у управляющей компании за их неисполнение разная. Предупреждение легче игнорировать, потому что за ним не последуют серьёзные санкции. Этим активно пользуются недобросовестные управляющие организации.
По мнению экспертов НП «ЖКХ Контроль», на фоне снижения административного давления на управляющие организации должна повышаться роль собственников в процессе управления многоквартирными домами. Сами жильцы должны принимать активное участие в контрольных мероприятиях — активизировать деятельность советов многоквартирных домов, не забывать про проведение годовых собраний. В ходе этих собраний УК должна представить годовой отчет о деятельности и получить его одобрение со стороны собственников.
— При этом контроль способны осуществлять только те, кто знает что и как контролировать. То есть для того, чтобы осуществлять этот контроль собственники должны быть грамотными и компетентными. В этом поможет жилищное просвещение, которым как раз и занимается наша организация НП «ЖКХ Контроль». И мы советуем всем подписаться на наши рассылки и группы в соцсетях, — отметил Сергей Сохранов.